Подписаться

Особенности преподавания юридических дисциплин в условиях двухуровневой системы образования

05.06.2012

На прошлой неделе успешно завершились курсы повышения квалификации по программе «Особенности преподавания юридических дисциплин в условиях двухуровневой системы образования», организованные Центром дополнительного образования совместно с факультетом права и таможенного дела для преподавателей Российского университета кооперации (головного вуза и филиалов). Для проведения курсов выбрана дистанционная форма.

Тематика курсов обусловлена актуальной проблемой реформирования юридического образования. На сегодняшний день, несмотря на принятие целого ряда законодательных документов, остаются до конца не проясненными отдельные содержательные моменты  национальной концепции образования и модели юридического образования. Очевидно, что современные требования к качеству подготовки юридических кадров предполагают постановку и решение более конкретных задач. К ним относятся следующие: определение моделей подготовки специалиста с юридическим образованием на основе компетентностного подхода; модернизация содержания юридического образования на основе разработки новых поколений учебных планов и программ; обеспечение единства теоретической и практической подготовки юридических кадров, развитие комплексности юридического образования; обновление учебно-методического и информационного обеспечения подготовки юридических кадров.

С учетом выше названных задач ведущими преподавателями факультета права и таможенного дела под руководством к.ю.н., профессора С.В. Щербакова разработана емкая по форме и в то же время информационно наполненная учебная программа.

Развернутый анализ проблемы интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему ВПО на базе Болонского процесса представила д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и культурологи А.В. Гордеева. В качестве примера внедрения новых образовательных технологий в условиях перехода на уровневую систему подготовки кадров Анна Владимировна подробно рассмотрела принципы реализации интерактивного обучения в вузе. О конкретных формах, методах и приемах интерактивного обучения более подробно рассказала слушателям к.п.н., профессор О.И. Полкунова. Ею также дан обзор современных подходов к построению образовательного процесса в высшей школе.

Развивая тему двухуровневого образования, особое внимание организаторы курсов уделили вопросам подготовки бакалавров и магистров юриспруденции. Так, с особенностями преподавания базовых юридических дисциплин для этих категорий обучающихся  познакомила аудиторию к.ю.н., доцент, зав. кафедрой административного и таможенного права Е.Д. Костылева. Методологические аспекты преподавания дисциплины «право» также для бакалавров и магистров юриспруденции разъяснены к.и.н., профессором В.А. Смирновым. О роли компетентностного подхода при подготовке бакалавров юриспруденции рассказала д.э.н., профессор, декан факультета международных экономических отношений М.А. Измайлова.

С требованиями, предъявляемыми ФГОС к содержанию основной образовательной программы направления подготовки ВПО («Юриспруденция»), слушателей познакомила заместитель начальника учебно-методического управления С.И. Матвеева. Также Светлана Ивановна предложила структуру рабочей программы по направлению «Юриспруденция» и алгоритм составления рабочей программы бакалавриата.

Нельзя не отметить деятельного участия в организации и проведении курсов к.ю.н., к.ф.н., профессора, зав. кафедрой частного права А.В. Поповой и к.ю.н., доцента, зав. кафедрой публичного права  С.С. Гороховой. Предложенные ими методические разработки по проблемам применения балльно-рейтинговой системы для оценки знаний студентов, а также по вопросам организации и контроля самостоятельной работы студентов встречены одобрительными откликами слушателей.

Завершая курсы, организаторы еще раз подчеркнули, что совершенствование юридического образования требует более эффективного сочетания разных форм и методов обучения, а также рационального использования научно-педагогических кадров. Только при соблюдении этих условий можно подготовить специалистов, обладающих не только профессиональными, но и общими компетенциями: профессиональной и социальной мобильностью, навыками стратегического управленческого мышления, работы в команде и межкультурной среде.

Слушатели, в свою очередь,  выразили желание продолжить профессиональное общение в рамках других программ повышения квалификации.