Подписаться

Современные педагогические технологии и психотехники в образовательном процессе

31.05.2012

С 21 по 25 мая в Российском университете кооперации успешно проведены курсы повышения квалификации по программе «Современные педагогические технологии и психотехники в образовательном процессе», организованные Центром дополнительного образования совместно с кафедрой педагогики, психологии и культурологии для преподавателей головного вуза  и филиалов.

Выбор темы продиктован современными требованиями к качеству подготовки преподавателей высшей школы. Очевидно, что в настоящее время общество ожидает от педагога не только отличного знания предмета, но и умения грамотно предъявить учебный материал, методически корректно организовать учебно-воспитательный процесс. В современный педагогический «словарь» активно включаются такие понятия, как «информационные технологии», «педагогическая кибернетика»,  «электронное и компьютерное обучение», «дистанционное обучение». Однако и вооружившись новейшими средствами технического обеспечения учебного процесса, преподаватель не должен забывать о главном: о гуманистическом подходе к обучению, при котором учащийся мыслится не  объектом, а  полноправным субъектом образовательной деятельности.

Современные педагогические технологии дают возможность найти баланс между  множеством форм и общностью, единством задач педагогического труда:  обеспечить  с помощью  разнообразных  методических ресурсов  качество  педагогического взаимодействия.

С наиболее актуальными педагогическими технологиями и психотехниками слушателей познакомили ведущие преподаватели кафедры педагогики, психологии и культурологи под руководством заведующей общеуниверситетской кафедрой д.п.н., профессора А.В. Гордеевой.  Ею были подробно рассмотрены проблемные аспекты развития профессионального образования в рамках реализации Болонского процесса: от принятия Великой Хартии европейских университетов (Болонья, 1988) до становления уровневого образования в России на основе компетентностного подхода. Среди необходимых компетенций преподавателя современной высшей школы А.В. Гордеева представила владение андрагогической технологией профессиональной  самореабилитации преподавателя, что получило доброжелательный отклик слушателей, отметивших практическую применимость  технологии.

К.п.н., профессор О.И. Полкунова  познакомила слушателей с основными формами интерактивного обучения, одновременно предложив действенные рекомендации по  применению диалогических технологий в образовательном процессе и использованию кооперативного (взаимодействующего) обучения.

Игровые методы в развитии активного обучения на примере имитационно-игровых ситуаций очень обстоятельно и квалифицированно представила слушателям ст. преподаватель О.В. Ильина,  особенно подчеркнув их значение  при разработке интегративных проектов и выполнении комплексных заданий.   С различными психотехниками самопрезентации и способами их применения в учебном процессе слушателей познакомила  ст. преподаватель Л.А. Холщева.  Выбранный  Лилией Анатольевной формат тренинга позволил ярко и убедительно проиллюстрировать основные тезисы ее выступления.

Научным представлением о балльно-рейтинговом подходе к построению учебно-воспитательного процесса и технологиями его применения поделилась со слушателями к.п.н., доцент Л.Н. Конягина.  Опираясь на яркий и запоминающийся презентационный материал, о тактике использования методов активного обучения в организации самостоятельной работы студентов, рассказала  д.э.н., профессор, декан факультета международных экономических отношений М.А. Измайлова.

Поблагодарив организаторов курсов, слушатели подчеркнули необыкновенную своевременность и значимость предложенной учебной программы.  Выразили намерение продолжить профессиональное общение в подобном формате, поскольку владение современными психолого-педагогическими технологиями в профессиональном образовании способствует  формированию глубинной мотивации каждого преподавателя, возможности гибко и мобильно реагировать на изменяющиеся запросы времени и образовательной среды.  Организаторы, в свою очередь, оценили значимость встречи с коллегами и выразили надежду на развитие постоянного плодотворного сотрудничества.