Подписаться

Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом ВУЗе

22.05.2012

На прошлой неделе успешно завершилось обучение сотрудников филиалов Российского университета кооперации, организованное Центром дополнительного образования и кафедрой иностранных языков по направлению «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом ВУЗе». Тематика курсов повышения квалификации обусловлена одной из острейших проблем высшего профессионального образования: оптимизацией учебного процесса. Специалисты высшей школы сходятся во мнении, что в условиях ограниченного количества часов, отводимых на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, преподаватели вынуждены искать пути оптимизации учебного процесса, повышения эффективности преподавания. Организаторы курсов предложили несколько вариантов решения данного вопроса. Подробному изучению каждого из них посвятили лекционные и практические занятия.

Об основных подходах к системе организации самостоятельной работы студентов и ее соотношении с аудиторной работой; специфике итогового и рубежного контроля всех видов речевой деятельности в увлекательной и доступной форме рассказали приглашенные специалисты известного образовательного центра «Пирсон» Людмила Комкова, Марина Шелест и Анна Воронина. Для слушателей они подготовили целую подборку красочных учебно-методических материалов, в том числе на английском языке.

Своими представлениями о путях  оптимизации использования ТСО в аудиторной и самостоятельной работе студентов, основных способах определения наиболее эффективных методов и форм обучения поделилась со слушателями к.ф.н., доц., зав. кафедрой иностранных языков О.И. Писаренко. Огромный интерес аудитории вызвали также предложенные Оксаной Игоревной новейшие разработки адекватного контроля результатов учебного процесса.

Основные способы проектирования и создания средств обучения в форме запоминающихся презентаций представили к.ф.н., доц. О.Ю. Щербакова, к.ф.н., доц. В.В. Авдеева  и ст. преподаватель М.В.Киселева.

С последними новинками учебной литературы по иностранному языку для неязыкового вуза и другими дидактическими пособиями слушателей познакомили специалисты компании «Еврокнига».

Организаторы курсов также не оставили без внимания вопросы модернизации российского образования, связанные с подписанием в 1999 г. Болонской декларации. Во всех выступлениях рефреном прозвучало, что европейская интеграция национальной системы образования обусловила, прежде всего, изменение социального заказа на владение иностранным языком. По сути, функциональное использование иностранного языка в различных сферах деятельности и межкультурного общения становится той комплексной компетенцией, на формирование которой  в первую очередь должно быть направлено обучение иностранным языкам в неязыковом вузе. С различными способами формирования языковой комплексной компетенции познакомили слушателей к.ф.н., доц. Г.В. Слукина и к.ф.н., доц. О.В. Яриз.

Несмотря на языковую специализацию курсов, слушатели с большой благодарностью воспринимали темы, предложенные сотрудниками кафедры педагогики, психологии и культурологии. О специфике балльно-рейтингового подхода к построению учебно-воспитательного процесса слушатели узнали на занятии к.п.н., доц. Л.Н. Конягиной, андрагогические основания образовательного процесса в высшей школе были подробно рассмотрены к.п.н., профессором О.И. Полкуновой. Самым актуальным навыкам профессиональной самореабилитации преподавателя за короткое время аудиторного занятия мастерски обучила слушателей д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и культурологии А.В. Гордеева.

Ценными методическими разработками поделилась с аудиторией  д.э.н., декан факультета международных экономических отношений М.А. Измайлова. Предложенный Мариной Алексеевной материал по технологии организации и проведения занятий в режиме он-лайн встречен доброжелательными откликами слушателей.

В итоге всеми участниками обучающей программы признано, что современная концепция языкового образования в неязыковом вузе предполагает создание гибкой технологии обучения, дифференцированной по содержанию, методам и срокам обучения, дающей возможность молодым специалистам быстро адаптироваться в условиях нового культурного и информационного пространства. Также отмечено, что тенденции в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе в целом согласуются с тенденциями профессионального образования и обучения. Их несколько: ориентация на международные требования и стандарты, профессиональная направленность, развитие навыков самообразования, использование активных методов при формировании иноязычной коммуникативной компетентности, использование информационных технологий и технических средств обучения, предоставление дополнительных образовательных услуг. Комплексное сочетание вышеназванных тенденций обеспечит несомненный успех в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка.