Подписаться

Фея и продавец роботов: в Центросоюзе презентовали исследование проф.предпочтений школьников

19.04.2018

Российский университет кооперации провел масштабное межрегиональное социологическое исследование «Факты и противоречия карьерной навигации», в котором приняли участие 2500 человек из 32 регионов

a72ccd30426fdb08_848x477 (1).jpg
На пресс-конференции в Центросоюзе в рамках Фестиваля «Вкус профессий!» проректор по научной работе Денис Терновский представил промежуточные и весьма любопытные результаты. 

Школьники по-прежнему хотят быть юристами, банкирами и бухгалтерами, несмотря на некий скепсис по отношению к этим профессиям у экспертов. Ученики ориентируются на работу в правоохранительных органах, работу в госструктурах, поэтому и выбирают профессии, которые у них ассоциируются с этой деятельностью. В списке привлекательных профессий будущего – археолог, политолог, сетевой юрист. 

Однако у школьников есть ожидания того, что можно не реализовываться как квалифицированный специалист, владеющий Hard skills, а получать деньги просто за факт своего существования. Поэтому среди вариантов привлекательных профессий можно увидеть будильщика, фею, бога, чесателя панд.

«Когда из списка привлекательных профессий исчезли врачи и учителя, зашла речь о необходимости повысить, скажем так, рейтинги этих профессий с помощью сериалов, с помощью СМИ. В этом смысле весь проект «Карьерная навигация» - зона экспериментов, эффективно работающая на расширение представлений школьников о том, кем можно быть. Вы видите новые профессии в момент их появления в сознании людей, и их узнавание еще идет медленно, а вы ускоряете этот процесс»? – отметила Александра Бобрецова, руководитель проекта INRU.

Проблему профориентации не стоит преувеличивать, но надо признать, что она есть. Согласно исследованию 60% респондентов обучаются в вузе или ссузе по специальности, запланированной еще в школе. Однако при этом 40% рассматривают возможность смены профессии после окончания колледжа или вуза. И 40% не уверены, что будут работать в соответствие со специальностью, указанной в дипломе.

«Очень грустно, что океанолог, например, может быть океанологом и зарабатывать не везде, а только в том регионе, где есть на это спрос, – считает представитель Центра занятости населения Москвы Анна Попова. – Каждый родитель желает ребёнку благополучия, в нашем нестабильным мире он говорит: выбери профессию, которая потом тебе поможет сориентироваться. И получается, что с настоящей профориентацией мы сталкиваемся не в школе, а позже, когда после учебы человек опадает к нам: сталкивается с иллюзиями, которые разбились о реальность. Ему нравится океанология, а в Москве этим заниматься негде. И мы должны устроить его туда, где места есть, потому что ему надо на что-то жить. Поэтому при выборе профессии надо учитывать реальный рынок труда. Мы создаем много инновационных профессий, а эти дети потом придут к нам с запросом на работу, которая сможет их прокормить».

Первый этап «Карьерной навигации» за три дня собрал около 2500 тысяч участников – это не только школьники, но и специалисты в области профориентации, эксперты из сфер деятельности, связанных с профессиональным самоопределением, молодежной политикой, поиском профессии, образованием. В Фестиваль активно вовлеклись работодатели – представители бизнеса и госсектора и, конечно же, педагоги – наставники. Как отметил ректор Российского университета кооперации профессор Сергей Гиль, такой подход единственно верный сегодня.

«Мы должны готовить детей ровно к тем нишам, которые будут востребованы и в которых дети дальше будут развиваться и расти, а не к конкретным профессиям. Раньше понятие карьеры имело негативную коннотацию, оно означало услужливость, гибкость, умение наступить на принципы для достижения целей. Но меняется само пространство, в котором необходимо заниматься работой, меняется и осмысление этого слова. И сейчас важная составляющая карьеры – владение компетенцией по профориентированию самого себя, по самоопределению. Если в XX веке исходили из того, что какие-то структуры и органы могут помочь ребенку, то сейчас важно, чтобы навигатор был в голове у каждого», – резюмировал Гиль.