Всероссийский фестиваль «Вкус профессий!»: более 10 000 школьников построили первую карьерную траекторию
Первый этап масштабного профориентационного проекта «Карьерная навигация» открыл двери в профессию школьникам от Калининграда до Камчатки. Родители, наставники, кадровые партнеры кооперативных учебных заведений вместе искали ответ на вопрос: как эффективнее всего помочь школьнику выбрать путь в профессию, не принимая решение за него?
«Вкус профессий!» объединил школьников, студентов родителей, руководителей и педагогов образовательных программ, специалистов по молодежной политике, работодателей. Программа была построена таким образом, что присоединиться практически к любому событию можно было в онлайн-формате – родители обменивались опытом на Федеральном родительском собрании, участники региональных площадок сообща разрабатывали новую технологию профессиональных проб и интеграции молодого человека в профессиональный процесс. Попробовать профессию на вкус школьникам помогали топовые работодатели и спикеры: Агентство стратегических инициатив, Google, Управление образования г.Мытищи, WorldSkills, Антирабство, Росатом, Samsung Торгово-Промышленная палата, Росреестр, Сбербанк России, Альфабанк, X5 Retail Groupe, Rendez-Vous, Ашан, ZARA, Первый Мытищинский телеканал, Атлас Профессий, Центр занятости населения Москвы, Университет талантов (Казань).
Площадку «Вкуса профессий!» в Московском регионе – Российский университет кооперации – посетили более 2500 школьников. Для них были открыты пробы более 30 профессий – от логиста и робототехника до криминалиста и геодезиста, но самыми популярными стали профессии актера, технолога общественного питания. Всего в Фестивале участвовали более 10 000 человек, львиная доля которых – школьники по всей России.
В Барнаульском кооперативном техникуме успехом пользовались мастер-классы по товароведению и коммерции «Лидеры продаж». На базе учебного магазина при участии специалистов торговой сети «Мария – Ра» школьники учились выкладывать и упаковывать товары на «горячем столе», составлять рекламу, взаимодействовать с покупателями, поучаствовали в экспертизе товаров. Для будущих экономистов и специалистов по бухгалтерскому учету провели интерактивные тренинги партнеры Фестиваля – сотрудники «Альфа-Банка». Активно включились во «Вкус профессий!» сотрудники и гости Казанского кооперативного института – участники проходили командные квесты, соревновались в умении креативно мыслить и выясняли, чем грозит попытка расплатиться ксерокопией денег, а не оригинальными купюрами. По признанию школьников, площадка специальности «Таможенное дело» понравилась им больше других. Будущие товароведы составляли ассортимент магазина и придумывали названия магазинам и супермаркетам.
Ключевым событием деловой программы стало пленарное заседание-дискуссия «Реализация карьерного творческого потенциала выпускника: какие задачи ставит перед нами поколение Z и цифровая экономика?» К обсуждению подключились эксперты из Владимира, Казани, Новосибирска, Санкт-Петербурга и коллеги из Лейпцига. Спикеры формировали видение эффективных профориентационных программ и технологий – и пришли к выводу о необходимости регулярного проведения профессиональных проб. По мнению представителя World Skills Germany Керстин Зайзе, такой формат интересен детям и выгоден работодателям, потому что профориентация сегодня повышает производительность труда завтра:
«Двухнедельные пробы у нас являются частью учебного плана в школах. 7-8 классы уже пробуют себя в работе на серьезных станках на заводе и параллельно занимаются с детьми из детского сада, учат их что-то делать руками. Школьники выбирают 4 профессии, по которым проходят практические занятия на предприятиях – таким образом, в профориентации задействовано все общество. Компании охотно участвуют в этом, потому что понимают, что готовят специалистов будущего», – отметила она.
Профессии будущего и поколение Z: кому достается место под Солнцем?
Важной темой в повестке стал сам процесс выбора профессии – на что ориентироваться школьнику, если он еще не знает ни себя, ни рынка? Выбирать профессию, которая будет востребована в будущем, стоит рационально, но все же основываясь на склонностях и желаниях, считает ректор Российского университета кооперации профессор Сергей Гиль:
«В основе профессионального выбора у каждого человека лежит то, что он может делать лучше всего и с удовольствием. Следующий этап – понимание: а будет ли любимое дело приносить доход? На фестивале «Вкус профессий!» ребенок выберет деятельность, которая ему реально интересна. Выбор направления образования именно по такому принципу может исключить в будущем проблемы с самореализацией, а значит, сделать его счастливым».
Чтобы процесс самореализации был адекватен реалиям экономики, важно искать новые пути и формы самоопределения, причем важно делать это, быстро адаптируясь к меняющемуся миру и его запросам. «Сейчас уникальное время. Когда я работала директором гимназии, я помню битвы: все искали заказ в школе. Сейчас емкость национально-технологической инициативы уменьшается. Но рынки, в которых существуют профессии наших детей, пока не сформированы, - считает заместитель директора МАУ НГДУ, руководитель проекта «Гуманитарный технопарк» Ольга Береснева, – Важно пользоваться инновациями в технологиях на всех уровнях - от технологической среды для детского сада до сетевого технопарка, серийных технологических предприятий, а еще очень возрастает роль кооператора-наставника, который будет предлагать правильные проекты и педагогам, и школьникам».
Говоря о компетенциях, необходимых для полноценной реализации в карьере, спикеры были едины во мнении: успешный специалист – это тот, кто постоянно самосовершенствуется, кто не похож на других и владеет как профессиональными, так и «гибкими» навыками.
«Сегодня нет завтрашних профессий, но есть гипотезы, что будет пользоваться спросом. Необходимо научиться прогнозировать, какие направления будут востребованы. «Атлас профессий» нацелен на то, чтобы показать ориентиры и цели завтрашнего дня. Попробовать строить образовательные и карьерные траектории, выполняет упражнения из будущего», – отметил руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.
В профориентации назрела необходимость перемен, и перемены стоит начать со смещения акцентов. В реалиях сегодняшнего дня правильнее говорить о профориентировании: ребенок должен получить ориентацию в нескольких областях деятельности, чтобы понимать окружающий мир и уметь в нем ориентироваться как профессионал:
«Мы должны готовить детей ровно к тем нишам, которые будут востребованы и в которых дети дальше будут развиваться и расти, а не к конкретным профессиям. Раньше понятие карьеры имело негативную коннотацию, оно означало услужливость, гибкость, умение наступить на принципы для достижения целей. Но меняется само пространство, в котором необходимо заниматься работой, меняется и осмысление этого слова. И сейчас важная составляющая карьеры – владение компетенцией по профориентированию самого себя, по самоопределению. Если в XX веке исходили из того, что какие-то структуры и органы могут помочь ребенку, то сейчас важно, чтобы навигатор был в голове у каждого», – резюмировал Сергей Гиль.
Образование, бизнес, государственный сектор и технологии могут мыслить разными категориями, но, чтобы достойно отвечать на вызовы современной экономики, нужно выработать общий язык, словарь и вектор взаимодействия в подготовке специалистов всех возрастов и уровней. Миссия «Карьерной навигации» - стать той площадкой, на которой возможен не только полилог, но и проектирование реальных инструментов, работающих на достижение общей цели, и у этой миссии, судя по итогам первого этапа, есть все шансы быть выполненной – начало уже положено.
Бог или юрист: кем хотят быть школьники и кто им в этом поможет?
В рамках Фестиваля в Центросоюзе презентовали исследование профессиональных предпочтений школьников и студентов. Межрегиональное исследование, в котором участвовали более 2500 человек из 32 регионов России, провел проректор по научной работе Российского университета кооперации Денис Терновский. Основные выводы:
60% респондентов обучаются в вузе или ссузе по специальности, запланированной еще в школе. Однако при этом 40% рассматривают возможность смены профессии после окончания колледжа или вуза. И 40% не уверены, что будут работать в соответствии со специальностью, указанной в дипломе.
Школьники по-прежнему хотят быть юристами, банкирами и бухгалтерами, несмотря на обилие этих специалистов на рынке труда. Ученики ориентируются на работу в правоохранительных органах, работу в госструктурах, поэтому и выбирают профессии, которые у них ассоциируются с этой деятельностью. В список привлекательных профессий будущего вошли археолог, политолог, сетевой юрист. Однако школьники уверены, что совсем необязательно реализовываться как квалифицированный специалист - можно получать деньги просто за факт своего существования. Поэтому среди вариантов привлекательных профессий можно увидеть будильщика, фею, бога, чесателя панд.
Профессиональные пробы и мероприятия, подобные «Вкусу профессий!», могут повлиять на эту ситуацию, считает спикер Фестиваля Александра Бобрецова, руководитель проекта INRU: «Когда из списка привлекательных профессий исчезли врачи и учителя, зашла речь о необходимости повысить, скажем так, рейтинги этих профессий с помощью сериалов, с помощью СМИ. В этом смысле весь проект «Карьерная навигация» - зона экспериментов, эффективно работающая на расширение представлений школьников о том, кем можно быть. Вы видите новые профессии в момент их появления в сознании людей, и их узнавание еще идет медленно, а вы ускоряете этот процесс».
Путь в профессию невозможен без наставника, это проводник в профессию. Он должен быть проницательным, чтобы видеть способности и предрасположенности человека. Это медиум, соединяющий два мира. И если это соединение прошло успешно, оба мира обогащаются.
«Подросткам многие вещи, связанные с выбором профессии, делать страшно, - отметил куратор Метаверситета Михаил Забелин (Санкт-Петербург), - они думают: «Я хотел бы это сделать, но боюсь!» - так быть не должно. Родители и наставники должны помочь этот страх преодолеть».
Эксперт также отметил важность совместной рефлексии ребенка и взрослого, при этом стоит акцентировать внимание не на том, что не получилось, а на действиях, которые приведут к успеху и достижению цели.
Руководитель проектов АсООПК Николай Бажитов поддержал коллег и добавил, что наставник сегодня тоже должен сдавать своеобразный экзамен. И для него – это «чувство ритма и знание жизни. При этом важно воздержаться от любого навязывания: важно понять ценности самого ребенка, где и чем он живет – и на этом фундаменте помочь ему построить здание своей карьеры».
Ключевое событие заключительного дня Фестиваля – Федеральное родительское собрание в формате TED.
Российский университет кооперации объединил экспертов и родителей из Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга, Уфы, Владимира и еще 14 регионов страны, чтобы понять, что такое Университет будущего и как он поможет раскрыть потенциал ребенка. Спикеры – ректор Российского университета кооперации, профессор Сергей Гиль, научный руководитель Университета талантов 2.0, профессиональный тренер-фасилитатор, разработчик группы проектов «Карьера в России», Алексей Голубицкий – директор «Школы будущего» (Калининград), Лика Чекалина - эксперт международного движения Global Education Futures, специалист по индивидуальной образовательной навигации и развитию проектов в сфере образования и культуры (Санкт-Петербург).
Выводы собрания:
Университет сегодня должен не учить теории, а развивать потенциал ребенка, конвертировать его во что-то полезное. Каждый ребёнок может и должен понять, для чего он пришёл в этот мир. И каждый из вас может ему в этом помочь. Помочь, но не навязать свое решение. Самое замечательное, что можно дать ребёнку – помочь ему самому сформировать мнение. В этом ему помогут профессиональные пробы – пусть он покрасит стену, приготовит борщ, попробует себя в качестве делопроизводителя. Вуз или ссуз тоже нужно обязательно примерить на себя: зайти в помещение, понять атмосферу, посмотреть на отношения между студентами и педагогами. Не верить рекламе, рейтингу и картинке, а полагаться на ощущения.
Родителей волновал вопрос о том, как соблюсти баланс, выбирая профессию: стабильная специальность не всегда по вкусу ребенку.
«Большая ошибка – выбирать профессию, основываясь на выгодах: деньги, статус, связи, муж. Выбор образования и специальности – это выбор образа жизни, потому что каждая деятельность идет в купе с багажом. Хотим в госслужбу, потому что престижно? Надо помнить о том, что она предполагает строгую дисциплину и, например, отсутствие путешествий, когда их так хочется», – подчеркнула Лика Чекалина.
Спикеры советовали чаще разговаривать с ребенком о его потребностях и ходить на мероприятия, подобные «Карьерной навигации», где можно попробовать профессию, задать вопросы работодателю и понять, хочется ли развиваться в этом направлении.
Участники из Владимира отметили, что родителям важно самим стать примером счастливых людей, которые ходят на любимую работу и довольны своей жизнью, а коллеги из Уфы посоветовали не стесняться обращаться к специалистам, если период профориентации проходит в семье сложно: «не бойтесь обращаться к психологу за советом. Он поможет вам посмотреть на ситуацию извне, в то время как вы видите ее только изнутри и только со своей точки зрения».
Ресурсы для перемен и движения возникают, когда появляется кооперация. Бизнес, образование, технологии и родители, консолидируя силы и взяв на себя ответственность, вместе могут больше, чем по отдельности. И этот союз, двигаясь к решению глобальной задачи, решает задачи каждого.
Справка о «Карьерной навигации-2018»
Образование и бизнес зачастую существуют в разных реальностях. Чтобы найти точку пересечения этих параллельных прямых, ректор Российского университета коопераций, профессор С.С.Гиль в 2008 году придумал и организовал не имеющий аналогов в нашей стране Национальный Чемпионат профессий «Карьера в России». Это игровые профессиональные полигоны для предпринимательских состязаний и карьерных стартапов для студентов, преподавателей, кадровых партнеров. Чемпионат обеспечивает их постоянный прямой диалог через индивидуальную и командную работу, онлайн и оффлайн. Каждый участник получает 3D-оценку трех групп компетенций от эксперта, клиента и себя самого. О том, как проходит Чемпионат, можно почитать здесь. Мы создали «Карьерную навигацию-2018» как спецпроект «Карьеры в России», чтобы помочь с выбором тем, кто еще находится на пороге принятия важного жизненного решения – выбора профессии. Миссия проекта – помочь школьнику сделать осознанный выбор, а молодому специалисту – быстро войти в профессиональное сообщество и реализоваться в нем.
«Карьерная навигация» проходит в три этапа на территории всей России – от Калининграда до Камчатки на территории 35 операторов. Это мультиформатный проект, каждый этап которого включает онлайн и оффлайн-тренинги, мастер-классы, дискуссии, пробы профессий для школьников, командные соревнования в профессиональных компетенциях и soft skills, диалоги с работодателями, разбор резюме, деловую и образовательную программы.
17-19 апреля: Фестиваль профессиональных проб «Вкус профессий!» (школьник, родитель, наставник, педагог, работодатель). Подробности и программа - http://kvrus.ru/profproby;
17-18 мая: Молодежная карьерная биржа (выпускник вуза/ссуза, работодатель) и Всероссийская Олимпиада карьерной навигации (студент/выпускник вуза/ссуза, работодатель, наставник, родитель). Подробности и программа – http://kvrus.ru/olimpiada. Подробности и программа - http://kvrus.ru/birzha2018.
Партнеры и соорганизаторы: Наблюдательный совет АСИ, Фонд Президентских грантов, Центросоюз России, Торгово-Промышленная палата, Росреестр, Сбербанк России, Альфа-Банк, X5 Retail Groupe, Rendez-Vous, Ашан, ZARA, Первый Мытищинский телеканал, Атлас новых профессий, Центр занятости населения Москвы, Университет талантов