Выход на глобальный образовательный рынок: риски и возможности
Делегация Российского университета кооперации провела неделю в Лейпциге – студенты и сотрудники знакомились (и осваивали) с немецкой моделью профориентации, бизнесом в сфере образования и стратегиями подготовки кадров немецких компаний
Почему Германия?
Система профориентации в Германии закреплена на государственном уровне и работает как часы. Ребенок начинает познавать мир в контексте определенного рода деятельности уже в детском саду. С 4-х лет они изучают химию и биологию в игровой форме: определяют уровень PH в водоемах и лужах, наблюдают за растениями. В школе профориентация построена на профессиональных пробах, которые должен пройти ребенок в 7-8 классе: каждый пробует себя в 8 сферах. В основе всего этого – рациональная экономика. Чем более точным будет выбор человека по принципу «хочу, могу, буду», тем более эффективным он будет потом в работе.
Профориентация там – это не только способ ориентирования человека в том, что он может: это помощь в осознании того, чего он хочет и чем будет заниматься. Чем больше практики получит ребенок, тем более вовлеченным в профессию и эффективным как сотрудник.
Германия давно известна как страна профессиональной подготовки в контексте среднего образования: студенты среднего профессионального образования учатся в режиме двойной наставнической подготовки (70% на производстве, 30% в учебном заведении), однако сегодня подобная система прикладного образования вводится и в вузах. И кейс немецких коллег в этом отношении очень показателен.
Высшая школа менеджмента, которая сейчас является ведущим вузом не только на рынке Германии, но и на мировом, в 1995 году была известна как кафедра торговли. Стремление выйти в лидеры потребовали кардинальных перемен и в структуре, и в образовательном процессе. Чтобы быть интересными на международном рынке, стоит играть по его законам. В 2005 году кафедра торговли трансформировалась в Высшую школу менеджмента, и с тех пор образование там ведется на английском языке. Результат – 91% слушателей приезжают из Индии, Китая, Восточной Европы и даже США.
«Нам нужно точно понимать, с кем мы конкурируем на глобальном рынке, нужно знать их механизмы и технологии развития, - рассказывает ректор Российского университета кооперации Сергей Гиль. Поэтому нам интересны экономические модели университетов, которые действуют в странах-лидерах, и мы отвечаем на вопрос, как их можно применить у себя».
Ректор отметил: ключ к успеху на глобальном рынке - безупречное качество подготовки, подтвержденное сертификатами мирового уровня. Когда образовательная организация может защищать свой статус в системе сертификации мировых лидеров, тогда и открывается выход на мировой рынок. «Российских представителей там пока можно пересчитать по пальцам: ВШЭ, МГИМО, Уральский Федеральный университет, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова – и этот список открыт, а значит, в него можно попадать», – заключил Гиль.
Чему научились студенты?
Программа для делегации Российского университета кооперации была насыщенной. Студенты и сотрудники посетили ведущие центры дополнительного и профессионального образования, а также ключевые университеты Восточной Германии.
В Центре дополнительного образования для детей, молодежи и взрослых GaraGe знакомились с бионикой, нейротехнологиями, оценивали преимущества дуальной модели подготовки кадров в технологическом центре Ремесленной палаты Лейпцига, изучили проект LaborUniversitat, который занимается инновационными проектами для преподавателей.
«Очень хорошим опытом и для студентов, и для сотрудников было знакомство с бизнес-школой HHl – ведущей в Германии и одной из лучших в Европе, - рассказывает руководитель проектов Ассоциации образовательных учреждений потребительской кооперации Сергей Галактионов, - Мы посмотрели, как устроен стартап-акселератор SpinLab, чтобы лучшие практики развития предпринимательских проектов применить у себя.
Больше всего впечатлений студентам подарили профессиональные пробы в качестве технологов-хлебопеков и парихмахеров – они с радостью и энтузиазмом вовлекались в процесс, несмотря на то, что в дипломе у них написаны другие специальности.
«Эмоции просто зашкаливают! Я по профессии товаровед, но мне так понравился процесс, что подумываю поступить на факультет высшего образования на специальность «Технологию продукции общественного питания»! Теперь хотим повторить это в все Мытищах!» - делится Дарья Угарова.
Адриана Лембей привезла в Лейпциг проект профпроб по криминалистике.
«Идея заключается в том, чтобы ребята самостоятельно выяснили для себя, есть ли у них навыки для того, чтобы обучаться по данной специальности. Сама профпроба делится на два этапа: обучение и диагностика. Ребята знакомятся с профессией криминалиста, узнают, какие навыки необходимы. На втором этапе они оказываются на «месте преступления» (инсценированном, конечно). Их задача - провести расследование, понять что произошло и найти виновника. В процессе снимают отпечатки пальцев, опрашивают свидетелей и составляют фоторобот». Программа, добавляет автор, рассчитана на детей от 7 до 17 лет, при этом сценарий будет отличаться по уровню сложности и содержанию.
Кстати, именно студентки РУК вывели формулу идеальных профпроб: вовлечение в действие, обширная практическая часть и что-то, что можно унести с собой на память как результат деятельности. «Мы сами испекли хлеб и унесли его – и это было озарение, мы поняли, что вот оно, самое главное! И ведь это не так сложно!» - в голос радуются девушки.
Что подчерпнули специалисты РУК?
«Определенно нам стоит двигаться в сторону дуального обучения, которое здесь очень развито: студент колледжа постоянно практикуется, получает профессиональные навыки на рабочем месте, - уверена помощник ректора по проектной деятельности Российского университета кооперации Лариса Родионова.
Специалисты отметили, что у немецких коллег есть чему поучиться в плане организации пространства «с бюджетом, минимальным бюджетом или совсем без него, - рассказывает помощник ректора по развитию Елена Пантюхина. – Полезный опыт в том, что касается подачи своих образовательных проектов, привлечения клиентов, было много методических и методологических находок».
О планах.
Есть перспективы запуска стажировок предпринимателей, заинтересованных в развитии предпринимательства на своей территории и готовых участвовать в профессиональной подготовке молодежи.
В следующем году планируется запустить 3 большие совместные образовательные сессии для предпринимателей, преподавателей, студентов в течение года на территории Германии. Первая, по словам Сергея Гиля, запланирована уже на осень: «Сейчас мы живем в режиме проектирования и создаем те продукты, которые могут быть интересны и на российском, и на немецком рынке», – подчеркнул он.